Попелыш Наталья Юрьевна, Персональный сайт воспитателя МДОАУ "Детский сад №38 "Солнышко" г. Орска"
Мастер-класс «Познавательное развитие детей через экспериментально - исследовательскую деятельность»Цель мастер - класса - представить опыт работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность. Задачи: повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность; представить участникам мастер-класса экспериментирование, как одну из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста; сформировать у участников мастер – класса мотивацию к использованию в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности. Ход мастер-класса Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Познавательное развитие детей через экспериментально-исследовательскую деятельность». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие. Актуальность. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития. Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности. Что же представляют исследовательские действия детей? Наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие объектов окружающего мира живой и неживой природы, рукотворного мира с целью их познания. Обследование – выявление свойств и отношений объектов окружающего мира (формы, цвета, размера, звучания, ритма, темпа, количества, числа, части и целого, пространства и времени, движения и покоя и др.) с опорой на разные органы чувств. Экспериментирование – проведение опытов, действий с объектами окружающего мира с целью выявления их неявных свойств, сущностных связей и отношений. Поиск и восприятие информации. Для дошкольников самым доступным способом получения информации является обращение с вопросом к взрослому (родителю, педагогу и т.д.), именно поэтому дошкольников называют «почемучками».Формируя у детей исследовательские умения, необходимо создать условия для расширения и обогащения опыта выполнения исследовательских действий в организованной и самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности дошкольника. Вопрос: В каких видах деятельности можно использовать экспериментирование? (игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, музыкально-художественная, и т.д.). Педагог создаёт условия для проведения опытов, частично участвует в них или стимулирует самостоятельное детское экспериментирование. Для получения информации по теме, используются различные источники. Педагог может включить детей в беседу, организовать совместное чтение книг, просмотр познавательных видеосюжетов и пр. Это позволяет максимально широко охватить предмет исследования, изучить его с разных сторон. Исследовательские действия детей стимулирует грамотно организованная предметно-пространственная среда, которая создаёт условия для самостоятельного исследования и экспериментирования. Структура экспериментальной деятельности предполагает (содержит): · Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно - в старшем дошкольном возрасте). · Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования. · Распределение детей на подгруппы и выполнение эксперимента (под руководством воспитателя). · Наблюдение результатов эксперимента. · Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте). Сегодня мы с вами окажемся в роли детей. Звучит сигнал скайпа и ставится проблема от тетушки Совы. Каждая группа участников мастер – класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы. На столах лежат алгоритмы экспериментов. По алгоритмам участники должны найти нужные компоненты к эксперименту. Опыт 1 . «Башня плотности» Материал: высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая банка из-под консервированных оливок или грибов,1/4 стакана (65 мл) кукурузного сиропа или меда, пищевой краситель любого цвета, 1/4 стакана водопроводной воды, 1/4 стакана растительного масла,1/4стакана медицинского спирта, разные мелкие предметы, например, пробка, виноградина, орех, кусочек сухой макаронины, резиновый шарик, помидорчик "черри", маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп. Описание: Аккуратно налей в сосуд мед, так, чтобы он занимал 1/4 объема. Раствори в воде несколько капель пищевого красителя. Налей воду в сосуд до половины. Обрати внимание: добавляя каждую жидкость, лей очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем. Медленно влей в сосуд такое же количество растительного масла. Долей сосуд доверху спиртом. Начинаем научное волшебство: 1. Ребята, сейчас разные предметы будут плавать. Тебе могут сказать, что это легко. Тогда объясни им, что сделаешь так, чтобы разные предметы плавали в жидкостях на разном уровне. 2. По одному аккуратно опусти в сосуд мелкие предметы. Результат: Разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые "зависнут" прямо посередине сосуда. Опыт2: «Умный пластилин» Материал Емкость, клей ПВА 2 бутылочки, пузырек натрия тетрабората, палочка. Описание: Берем емкость, выливаем 150 гр. клея ПВА, вливаем немного красителя (гуаши). Все перемешиваем. Добавляем несколько капель натрия тетрабората, тщательно перемешиваем. Если масса не свернулась в комок, то еще капни натрия тетрабората. Опыт 3: «Искусственный снег» Материал: Сода пищевая, пена для бритья Описание: Выдавливаем пену в емкость, затем добавляем соду и перемешиваем. Опыт 4: «Кинетический снег» Материал:, 1 чашка соды 1/2 чашки кукурузной муки 3/4 чашки воды 1/2 чашка кукурузного крахмала Описание: Смешать соду с кукурузной мукой, добавила воды, затем досыпала нужное количество крахмала (около 1/2 чашки). Снег получился очень интересный на ощупь, какой-то слегка текучий. Опыт 5: «Радужная вода» Материал: 4 стакана с водой. Краситель, сахар и один стакан пустой, шприц. Описание: В 1 стакан с водой добавляем 1 чайную ложку сахара, во 2 две, в третий 3, в 4 четыре. Хорошо размешиваем и в каждый стакан добавляем разный краситель. Затем в пустой стакан шприцом аккуратно добавляем полученную разноцветную воду . Начиная с первого стаканчика. Цветную воду очень медленно вливаем в стакан. Опыт 6: «Лавовая лампа» Материал: Емкость, вода, масло растительное, соль, краситель. Описание: Наливаем Масло, затем воду. Добавляем краситель, и сыпем соль. Рефлексия. И в продолжение мастер-класса хотелось бы услышать ваше мнение, и начать его со слов: - Что я сегодня узнала? - Что для меня было интересно? - Что для меня было трудно? - Теперь я могу… - Я попробую… - Что меня удивило? И еще один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы « открытие» он сделал сам. Большое вам спасибо. Если есть у вас интересующие вопросы, мы на них с удовольствием ответим. 11 августа 2020 в 20:41
Прикреплённые файлы:Документ: Мастер-класс «Познавательное развитие детей через экспериментально - исследовательскую деятельность» Описание файла:Файл называется: prezentacija-festival-1_1ka34.pptx Это официальный файл организации «Попелыш Наталья Юрьевна, Персональный сайт воспитателя МДОАУ "Детский сад №38 "Солнышко" г. Орска"», в нём содержится Мастер-класс «Познавательное развитие детей через экспериментально - исследовательскую деятельность». Размер файла: 6,71 Мегабайт. Скачать файл
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.