Попелыш Наталья Юрьевна, Персональный сайт воспитателя МДОАУ "Детский сад №38 "Солнышко" г. Орска"

Мастер-класс «Познавательное развитие детей через экспериментально - исследовательскую деятельность»

Цель мастер - класса - представить опыт работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи: повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность;

представить участникам мастер-класса экспериментирование, как одну из форм проведения поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста;

сформировать у участников мастер – класса мотивацию к использованию в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности. 

Ход мастер-класса

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада приветствовать Вас на мастер-классе по теме «Познавательное развитие детей через экспериментально-исследовательскую деятельность». Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие.

Актуальность. Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.

Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности. Что же представляют исследовательские действия детей? Наблюдение – непосредственное, целенаправленное восприятие объектов окружающего мира живой и неживой природы, рукотворного мира с целью их познания. Обследование – выявление свойств и отношений объектов окружающего мира (формы, цвета, размера, звучания, ритма, темпа, количества, числа, части и целого, пространства и времени, движения и покоя и др.) с опорой на разные органы чувств. Экспериментирование – проведение опытов, действий с объектами окружающего мира с целью выявления их неявных свойств, сущностных связей и отношений. Поиск и восприятие информации. Для дошкольников самым доступным способом получения информации является обращение с вопросом к взрослому (родителю, педагогу и т.д.), именно поэтому дошкольников называют «почемучками».Формируя у детей исследовательские умения, необходимо создать условия для расширения и обогащения опыта выполнения исследовательских действий в организованной и самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности дошкольника.

 Вопрос: В каких видах деятельности можно использовать экспериментирование? (игровая, коммуникативная, трудовая, продуктивная, музыкально-художественная, и т.д.).

Педагог создаёт условия для проведения опытов, частично участвует в них или стимулирует самостоятельное детское экспериментирование. Для получения информации по теме, используются различные источники. Педагог может включить детей в беседу, организовать совместное чтение книг, просмотр познавательных видеосюжетов и пр. Это позволяет максимально широко охватить предмет исследования, изучить его с разных сторон. Исследовательские действия детей стимулирует грамотно организованная предметно-пространственная среда, которая создаёт условия для самостоятельного исследования и экспериментирования.

Структура экспериментальной деятельности предполагает (содержит):

· Постановка исследовательской задачи (при педагогической поддержке в младшем, среднем дошкольном возрасте, самостоятельно - в старшем дошкольном возрасте).

·  Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

· Распределение детей на подгруппы и выполнение эксперимента (под руководством воспитателя).

· Наблюдение результатов эксперимента.

· Формулировка выводов (при педагогической поддержке в раннем и младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).

Сегодня мы с вами окажемся в роли детей.

Звучит сигнал скайпа и ставится проблема от тетушки Совы.  

Каждая группа участников мастер – класса поучаствует в проведении опытов, обсудит результаты и обоснует свои выводы. На столах лежат алгоритмы экспериментов. По алгоритмам участники должны найти  нужные компоненты к эксперименту.

Опыт 1 . «Башня плотности»

Материал: высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая банка из-под консервированных оливок или грибов,1/4 стакана (65 мл) кукурузного сиропа или меда, пищевой краситель любого цвета, 1/4 стакана водопроводной воды, 1/4 стакана растительного масла,1/4стакана медицинского спирта, разные мелкие предметы, например, пробка, виноградина, орех, кусочек сухой макаронины, резиновый шарик, помидорчик "черри", маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп.

Описание: Аккуратно налей в сосуд мед, так, чтобы он занимал 1/4 объема.

Раствори в воде несколько капель пищевого красителя. Налей воду в сосуд до половины. Обрати внимание: добавляя каждую жидкость, лей очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем.

Медленно влей в сосуд такое же количество растительного масла.

 Долей сосуд доверху спиртом.

Начинаем научное волшебство:

1. Ребята, сейчас разные предметы будут плавать. Тебе могут сказать, что это легко. Тогда объясни им, что сделаешь так, чтобы разные предметы плавали в жидкостях на разном уровне.

2. По одному аккуратно опусти в сосуд мелкие предметы.

Результат:

Разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые "зависнут" прямо посередине сосуда.

Опыт2: «Умный пластилин»

Материал  Емкость,  клей ПВА 2 бутылочки, пузырек  натрия тетрабората, палочка.

Описание: Берем емкость, выливаем  150 гр. клея ПВА, вливаем немного красителя (гуаши). Все перемешиваем. Добавляем несколько капель натрия тетрабората, тщательно перемешиваем. Если масса не свернулась в комок, то еще капни натрия тетрабората.

Опыт 3: «Искусственный снег»

Материал: Сода пищевая, пена для бритья

Описание: Выдавливаем пену в емкость, затем добавляем соду и перемешиваем.

Опыт 4: «Кинетический снег»

Материал:, 1 чашка соды

1/2 чашки кукурузной муки

3/4 чашки воды

1/2 чашка кукурузного крахмала

Описание: Смешать соду с кукурузной мукой, добавила воды, затем досыпала нужное количество крахмала (около 1/2 чашки). Снег получился очень интересный на ощупь, какой-то слегка текучий.

Опыт 5: «Радужная вода»

Материал: 4 стакана с водой. Краситель, сахар и один стакан пустой, шприц.

Описание: В 1 стакан с водой добавляем 1 чайную ложку сахара, во 2 две, в третий 3, в 4 четыре. Хорошо размешиваем и в каждый стакан добавляем разный краситель. Затем в пустой стакан шприцом аккуратно добавляем полученную разноцветную воду . Начиная с первого стаканчика. Цветную воду очень медленно вливаем в стакан.

Опыт 6: «Лавовая лампа»

Материал: Емкость, вода, масло растительное, соль, краситель.

Описание: Наливаем Масло, затем воду. Добавляем краситель, и сыпем соль.

Рефлексия.

И в продолжение мастер-класса хотелось бы услышать ваше мнение, и начать его со слов:

- Что я сегодня узнала?

- Что для меня было интересно?

- Что для меня было трудно?

- Теперь я могу…

- Я попробую…

- Что меня удивило?

И еще один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребёнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы « открытие» он сделал сам.

Большое вам спасибо. Если есть у вас интересующие вопросы, мы на них с удовольствием ответим.%D0%9E%D1%88%D0%B8%D0%B1%D0%BA%D0%B0%3A%20%D1%84%D0%B0%D0%B9%D0%BB%20%D0%BD%D0%B5%20%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B5%D0%BD

11 августа 2020 в 20:41

Прикреплённые файлы:

Документ: Мастер-класс «Познавательное развитие детей через экспериментально - исследовательскую деятельность»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-festival-1_1ka34.pptx

Это официальный файл организации «Попелыш Наталья Юрьевна, Персональный сайт воспитателя МДОАУ "Детский сад №38 "Солнышко" г. Орска"», в нём содержится Мастер-класс «Познавательное развитие детей через экспериментально - исследовательскую деятельность».

Размер файла: 6,71 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.