|
Сценарий совместной образовательной деятельности с детьми 6-7 лет по теме «Юные конструкторы»
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ |
Организационно-методическая
информация |
Содержание |
1. |
Тема образовательной деятельности |
«Юные конструкторы» |
2. |
Доминирующая
образовательная область |
Познавательное развитие: умение конструировать объект, составлять элементарный программный алгоритм движения постройки. |
3. |
Виды деятельности детей
|
Познавательно–исследовательская деятельность (использование метода проб и ошибок при определении материала для прочности и надежности моста; добывание информации и овладение представлениями о материалах изготовления моста; программирование движения постройки; познание экономических отношений людей)
Конструирование (конструирование из лего-конструктора)
Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослым и сверстником в процессе познавательной, опытно-экспериментальной, решения проблемной ситуации) |
4 |
Методы и приемы реализации содержания занятия |
4.1 |
Общепедагогические методы и приемы |
Методы формирования сознания: беседа о разнообразии мостов. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: (речевые упражнения, опытно-экспериментальная деятельность, конструирование с элементами робототехники).
Методы стимулирования и мотивации деятельности: (поощрение; оценка деятельности, использование схем-алгоритмов); проблемная ситуация оказание помощи жителям «Простоквашино; выбор средств и способов экспериментирования.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки познавательной и коммуникативной деятельности) |
4.2 |
Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности |
Лего-конструирование моста по схеме с элементами программирования. |
5. |
Интеграция образовательных областей
|
Социально-коммуникативное развитие: умение договариваться и работать в паре при моделировании постройки и программировании;
Речевое развитие: использовать в речи название деталей конструктора и действий при программировании; использовать в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения при формулировании выводов и причинно-следственных связей с союзом и, а, потому что; использовать приемы словообразования при определении материала изделия.
Физическое развитие (ЗОЖ): соблюдать зрительный режим при работе с техникой, проводить зрительную гимнастику с целью расслабления зрительных мышц; соблюдать технику безопасности при работе с лего-конструктором; следить за осанкой в процессе конструирования и программирования. |
6. |
Возрастная группа |
Старший дошкольный возраст 6-7 лет |
7. |
Продолжительность |
30 минут |
8. |
Цель |
Формирование умения действовать в соответствии с алгоритмом и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO. |
9. |
Задачи
|
Планируемые результаты
|
9.1 |
Формировать навыки поведения в соответствии с общественными нормами и правилами на примере игровой ситуации. |
Может выстроить игровое поведение в зависимости от взятой на себя роли(инженер -конструктор, инженер-программист). Может включаться и вести игровой диалог, ориентируясь на ситуацию общения и общепринятые нормы поведения, культуру общения. Способен работать в паре, выполняя познавательную задачу. |
9.2 |
Совершенствовать навыки конструирования из лего-конструктора; навыки программирования |
Способен самостоятельно или с помощью схемы построить машину и разводной мост. Проявляет инициативу в творческом преобразовании постройки, конструкции. Знает и использует в речи название деталей конструктора и механизмов движения; блоков-программы. Может определить устойчивость и эффективность постройки на этапе планирования. Доводит дело до конца- получение готового продукта.
Может составить элементарную программу, приводящую в движение постройки (машину, разводной мост). |
9.3 |
Совершенствовать навыки опытно-экспериментальной деятельности |
Умеет самостоятельно выдвигать гипотезу, опытным путем ее доказывать, осуществлять самостоятельно выбор средств и способов эксперимента; формулировать выводы. |
9.4 |
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; развивать умение считаться с интересами и мнением сверстников |
В процессе общения ориентируется на достижение совместного результата, может договариваться, слушать сверстника, принимает мнение партнера. |
9.5 |
Коррекционные задачи: |
9.5.1 |
Способствовать обогащению активного словаря и формированию понятий, словообразования (ребро жесткости, металл - металлический мост, дерево – деревянный, железо и бетон – железобетонный мост).
Формировать умение отвечать полными предложениями, вести беседу в процессе совместной познавательно-исследовательской деятельности
Формировать самоконтроль за поставленными звуками в связной речи. |
Пользуется в речи суффиксальным способом словообразования; использует адекватные лексические единицы в соответствии с речевой ситуацией.
Могут объяснить собственное умозаключение развернутым высказыванием. Владеет навыками самоконтроля речевой деятельности, звукопроизношения. |
10. |
Возможные затруднения детей и способы их преодоления |
|
Затруднения |
Способы преодоления |
10.1 |
Технология конструирования и программирования постройки |
Использование схем-алгоритма выполнения постройки, использование программы WEDO2.0 |
10.2 |
Выбор способов и средств проверки гипотезы экспериментальным путем (прочность моста), формулирование вывода |
Использование плана эксперимента, использование опорной-схемы для составления связного высказывания |
11. |
Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) |
Видеоролик (обращение к детям жителей села Простоквашино), крупный строительный материал (кирпичики), разновидности по фактуре бумага, игрушечные машины, лего-конструктор, ПО Wedo 2.0, ПО SMARTNOOTEBOOK, ноутбук (планшет) с Bluetooth; опорные -схемы для эксперимента, алгоритм для конструирования, письмо, |
12. |
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты |
Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы, опытно-экспериментальная деятельность.. Тематическая встреча «Люди разных профессий». Составление дидактического альбома «Профессии моей семьи». Просмотр и беседа по презентации «Мосты и их архитектура» |
|
|
|
|
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ |
Этап |
Содержание |
Примечание |
I. |
Вводная часть |
|
1.1
|
Введение в тему |
Круг приветствия. Воспитатель и дети в общем круге называют имя соседа, здороваются, используя разные приветствия, пожимают руку и называют комплимент.
Элемент детского совета.
В.: Ребята, какие у вас есть предложения, чем мы сегодня можем заняться. Что Вы планируете, сегодня делать в течение дня? (высказывания детей, могут условно обозначать свои предложения на общем «экране дня»)
Сигнал скайпа. На экране отображается видео ролик - персонажи мультфильма «Зима в Простоквашино». Печкин сообщает, что жители села Простоквашино в скором будущем могут остаться без продуктов в магазине. Потому, что дороги в селе все замело снегом, и под его тяжестью обрушился единственный мост. Жители села не могут добраться до ближайшего поселка, города, чтобы купить продукты, и машина продуктовая проехать к ним не может - это была единственная дорога в село. |
Содержание видеоролика по ссылке: https://youtu.be/a9cuj7AVUCg
|
1.2 |
Мотивация деятельности детей |
В.: Что произошло в селе Простоквашино? Чем это опасно для жителей села? Почему это произошло, как Вы думаете?
В.: Мы можем как-то помочь жителям? Что мы можем сделать в этой ситуации, к кому обратиться? |
|
1.3 |
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) |
В.: Итак, определим цель нашей работы на сегодня. Первое - что мы должны сделать, чтобы продукты смогли быть доставлены в село? (необходимо помочь исправить мост). Мост наладим, что дальше нам необходимо сделать? (помочь доставить продуктовые заказы жителям Простоквашино). Мы можем выполнить заказы жителей? Как? |
|
II. |
Основная часть: |
|
2.1 |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
Приступаем к выполнению первой цели. Какие разновидности мостов вы знаете? (ответы детей) Знаете ли вы предназначение мостов, какое? (ответы детей)
Воспитатель подводит детей к установлению связи между предназначением моста и его названием (пешеходный, железнодорожный, автомобильный).
При рассматривании иллюстраций на презентации обращаем внимание на материал изготовления мостов и проводим работу по словообразованию:
В: Из каких материалов строят мосты? (ответы детей)
В.: скажи какой мост (дерево - деревянный, канатный, железобетонный, металлический, железный, каменный)
В.: Какие мосты по техническим характеристикам вы знаете? Где они могут использоваться человеком? (понтонный, подвесной, разводной…)
В.: На ваш взгляд, какие мосты самые прочные? Хотите проверить свои предположения? Проходите в нашу лабораторию, и проведем техническую проверку моста. |
|
2.2 |
Добывание (сообщение и приятие) нового знания в совместной деятельности |
Работа в исследовательской лаборатории. Проверка и изготовления моста на прочность (определение ребра жесткости).
В: А мы с вами можем построить мост? (у каждого ребенка лист белой бумаги и два строительных кирпичика, игрушечная машинка)
В: строительный материал кирпичики накладываем лист бумаги и пускаем по нему машинку. Ребята, что мы с вами видим? (подводим к выводу: мост просел под тяжестью машинки)
В: Что нужно сделать, чтобы мост выдержал машинку и не прогнулся. (предположения детей и проверка экспериментальным путем)
В. подводит детей к проверке гипотезы (увеличить ребро жесткости путем складывания листа бумаги гармошкой). Проверка - снова ставят мост на опоры. Что мы с вами видим? (Вывод: мост не просел)
В: Почему? (дети высказывают свои предположения)
Вывод - увеличилось ребро жесткости, что дает прочность мосту.
В. Что Вы можете сказать о дороге? Какая она?(актуализация слов - не ровная, ребристая)
В: Как вы думаете, машине удобно ехать по ребристой дороге? Почему?
(Дети высказывают свои предположения).
Давайте отдохнем, проведем разминку. (Физ.минутка.) |
(текст физминутки -приложение 1) |
2.3 |
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания |
В.: Как вы думаете, мы выполнили нашу первую цель работы на сегодня? Продукты будут доставлены в село? (ответы детей)
В: Как Вы думаете, кто может помочь нам в этом? Человек, какой профессии? (инженер-конструктор) Вы хотели бы быть в роли инженера-конструктора и спроектировать мост в селе Простоквашино?
В. На чем мы с Вами доставим заказ жителям Простоквашино? (ответы детей) Значит, нам нужно спроектировать не только мост, но и транспорт.
Предлагаю разделиться на две группы: первая группа инженеров-конструкторов строит мост. Поскольку река глубоководная, и по ней могут ходить грузовые баржи - мост в селе должен быть разводным. Вы можете воспользоваться готовой схемой.
Вторая группа - строит транспорт, на котором мы доставим заказ. Обсудите возможные варианты между собой и выберите транспорт, который будете строить. (воспитатель поощряет творческую инициативу детей, самостоятельное преобразование постройки).
Чтобы мост и транспорт могли двигаться в своих группах, определите самостоятельно, пожалуйста, программиста, который построит алгоритм движения ваших построек.
Проходите в конструкторское бюро и выполняйте свои задания.
Воспитатель корректно руководит конструктивной деятельностью детей и программированием, оказывает помощь, в случае обращения детей за помощью к взрослому.
Гимнастика для глаз
По окончанию постройки каждая группа демонстрирует и рассказывает о полученном результате. |
приложение 2
|
|
Анализ и самоанализ деятельности детей |
В.: Напомните, что мы сегодня запланировали сделать, какие две цели мы поставили перед собой? (дети вспоминают поставленные цели). Мы смогли достичь поставленной цели полностью или выполнили только часть? Что нам нужно еще выполнить? Испытывали ли вы трудности при достижении, поставленных цели? Почему? Какие новые знания вы сегодня получили, что-то новое открыли? С кем вы можете поделиться полученными знаниями? Пригодятся ли они вам в дальнейшей жизни? Где? (Ответы детей) Занимаем свои места, мы отправляемся в супермаркет.(имитация движения) |
|
|
|
|
|
|
11 августа 2020 в 20:52
|